ОШИБКИ УКАЗАТЕЛЕЙ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ

Указателям скорости присущи инструментальные, аэродинами­ческие и методические ошибки. Рассмотрим сущность указанных ошибок и их учет.

Инструментальные ошибки возникают вследствие несовершен­ства изготовления механизма указателя скорости, износа деталей и изменения упругих свойств чувствительных элементов. Эти ошиб­ки определяются путем проверки указателей скорости в лабора­торных условиях: По результатам проверки составляются графики пли таблицы инструментальных поправок, которыми пользуется ж 11 п аж в полете. Графики (таблицы) размещаются на рабочих местах членов экипажа.

Аэродинамические ошибки указателей воздушной скорости, так же как аналогичные ошибки барометрических высотомеров, возни­кают за счет неточного измерения статического давления воздуха на высоте полета..Рассмотрим несколько полнее сущность этих ошибок.

Па рис. 3.17 показано распределение давлений на корпус совмещенного приемника воздушного давления. Наибольшее дав­ление наблюдается на торцевой кромке ГІВД, где приемным отвер­гшем 7 воспринимается полное давление. Далее оно уменьшается п н точках 2 становится равным статическому. В этих точках вы­пираются приемные отверстия статического давления. К концу ІІВД давление может оказаться меньше статического.

Показанное на рис. 3.17 сплошной линией распределение дав­лений имеет место только, при определенной скорости полета. При нругих скоростях оно может измениться (пунктирная линия), В результате чего отверстия 2 будут воспринимать статическое дав­ление, искаженное на величину ЛРСТ.

ОШИБКИ УКАЗАТЕЛЕЙ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ

Рис. 3.17, Распределение давлений на корпус совмещенного прием­ника воздушного давления:

1 — отверстие, через которое воспринимается полное давление; 2 — отвер­стия, через которые воспринимается статическое давление

Аэродинамические ошибки могут резко возрастать при полете на околозвуковых скоростях. Это связано с особым характером об­текания самолета воздухом на больших скоростях полета.

Величина аэродинамических ошибок, кроме того, зависит от правильности установки ПВД относительно продольной оси само­лета, а также от места установки его на самолете. ПВД необхо­димо размещать по возможности в неискаженном потоке воздуха. Аэродинамические ошибки у различных типов самолетов различны. Они определяются при летных испытаниях самолета.

Аэродинамические поправки указателей скорости приводятся в графике (рис. 3.18) или в таблице, которыми пользуется экипаж в полете.

Подпись:Л Va, км/ч + 50

+k0 + 30 +20 + 10 О

Методические ошибки возникают в результате несоответствия условий, принятых в расчете приборов, фактическому состоянию атмосферы.

Рассмотрим вначале методические ошибки для указателей при­борной скорости (широкой стрелки КУС). Градуировка указателей данного типа выполнена для плотности и сжимаемости воздуха на уровне моря по стандартной атмосфере. С увеличением высоты по­лета плотность воздуха’ и его сжимаемость изменяются. Вслед­ствие этого одному и тому же динамическому давлению, а значит, и приборной скорости на различных высотах будут соответствовать различные истинные скорости полета.

Ошибка за счет изменения плотности воздуха. Выше было показано, что без учета сжимаемости воздуха воздуш­ная скорость может быть определена по формуле (3.32)

v=Y

где Рн и Тн — фактические значения статического давления и тем­пературы, определяющие плотность воздуха на высоте полета.

Однако указатель приборной скорости рассчитывается для по­стоянных значений Р0 и Т0, равных их стандартному значению на уровне моря, то есть Р0 = 760 мм рт. ст. и 7,0==288°К.

Vnp =Y^gRT0.

Подпись: (3.38)Решая совместно формулы (3.32) и (3.38), находим

ОШИБКИ УКАЗАТЕЛЕЙ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ(3.39)

Таким образом, для учета методической ошибки за счет измене­ния плотности воздуха необходимо знать статическое давление и температуру воздуха на высоте полета. Температуру воздуха штур­ман может определить по термометру наружного воздуха. Стати­ческое давление на высоте полета можно принять равным стан­дартному, определив его величину по формуле (3.4) для стандарт­ной атмосферы:

ОШИБКИ УКАЗАТЕЛЕЙ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ

Подставив последнее выражение в формулу (3.39), получим

ОШИБКИ УКАЗАТЕЛЕЙ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ(3.40)

ОШИБКИ УКАЗАТЕЛЕЙ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ

Учет ошибки за счет изменения плотности — воздуха с высотой производится на навигационной линейке. Для этого формула (3.40) логарифмируется:

По формуле (3.41) построены шкалы: «Температура на высоте для скорости», «Высота по прибору», «Скорость по прибору» и «Исправленная-скорость» (рис. 3.19). Для учета ошибки за счет изменения плотности воздуха необходимо против высоты полета на шкале «Высота по прибору» установить температуру наружного воздуха по шкале «Температура на высоте для скорости». Против приборной скорости на шкале «Скорость по прибору» прочесть значение исправленной воздушной скорости по шкале «Исправлен­ная скорость». Необходимо помнить, что для пересчета скорости надо брать приборную высоту относительно уровня с давлением 7G0 мм рт. ст. (Н эш) •

Пример. Учесть ошибку за счет изменения плотности воздуха с высотой, если указатель УС-800 показывает скорость УПр = 500 км/ч на высоте Яэш=4200 м, и фактическая температура наружного воздуха tH — —10°.

Решение. С помощью навигационной линейки, пользуясь ключом

ОШИБКИ УКАЗАТЕЛЕЙ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИt деяр _ ^ наХ0дИМ РИспр=620 км/ч.

¥Пр

к

>> 

ч

 

I

 

К О

5’3

 

о

я

я

о

я

я

 

ичбн1

 

 

Ошибка за изменение сжимаемости’ воздуха. Указатели приборной скорости (широкая стрелка КУС) рассчиты­ваются с учетом сжимаемости воздуха на уровне моря по стан­дартной атмосфере.

ДУСЖ, км/ч

ОШИБКИ УКАЗАТЕЛЕЙ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ

Сжимаемость воздуха изменяется с высотой полета. На малых высотах ошибка за изменение сжимаемости незначительна. С уве­личением высоты и скорости полета эта ошибка заметно воз­растает. Поправка на изменение сжимаемости определяется с по­мощью графика (рис. 3.20) или по специальной шкале навигацион­ного расчетчика. При расчете истинной скорости поправка на изменение сжимаемости всегда вычитается, а при расчете прибор­ной скорости поправки всегда прибавляется.

Пример. Определить поправку за изменение сжимаемости воздуха, если, 1/пр=600 км/ч, а высота полета Я=8000 м.

Решение. По графику (рис. 3.20) находим ЛУСШ=28 км/ч.

 

ОШИБКИ УКАЗАТЕЛЕЙ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИОШИБКИ УКАЗАТЕЛЕЙ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ

Рассмотрим методическую ошибку измерения истинной скоро­сти комбинированным указателем скорости. Комбинированный указатель скорости имеет специальный механизм для учета изме­нения статического давления воздуха с высотой полета. При рас­чете механизма узкой стрелки КУС температура наружного воз­духа принимается равной ее стандартному значению на высоте полета. Таким образом, ошибка за счет изменения плотности воз­духа будет вызываться только отклонением фактической темпера­туры на высоте полета от стандартной. Эта ошибка называется температурной.

На основании формулы (3.36) можно написать следующие за­висимости:

ОШИБКИ УКАЗАТЕЛЕЙ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ

где 1/КУС —показания узкой стрелки КУС;

V — истинная скорость;

Тст —температура на высоте по стандарту;

Тф — фактическая температура воздуха на высоте. Разделив вторую зависимость на первую, получим

ОШИБКИ УКАЗАТЕЛЕЙ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ(3.42)

Учет температурной ошибки производится на навигационной линейке. Для построения соответствующих шкал линейки формула (3.42) логарифмируется. Обозначим Тф через Тн, а стандартную температуру заменим через численно равное ей выражение Тот — = Тст0 — tTH=288—0,0065 Я.

Тогда получим

lg V = lg 1/КУС + — Y lg:тн — — f 1lg (288 — 0,0065Н). (3.43)

Формула (3.43) имеет общие элементы с формулой (3.41), по­этому на навигационной линейке используются одни и те же шка­лы: «Температура на высоте для скорости», «Скорость по прибору» и «Исправленная скорость». Различие имеется только в шкале «Вы­сота по прибору для КУС».

Построение шкал линейки для учета температурной ошибки по­казано на рис. 3.21. Порядок пересчета скорости виден из рисунка.

Пример. Учесть температурную ошибку, если ККуС км/ч, #эш=9000 м, а фактическая температура на высоте tн = —30°.

Решение. С помощью навигационной линейки, пользуясь ключом, нахо­дим Уиспр — 820 км/ч.

ОШИБКИ УКАЗАТЕЛЕЙ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ